Встреча армий на реке Ярмук

Армии Византийской империи и «Праведного халифа» встретились в бесплодной долине реки Ярмук примерно в 80 километрах к югу от Дамаска (Сирия). Произошедшее здесь сражение стало поворотным моментом всемирной истории. Оно закрепило за мусульманскими армиями из Аравии положение ведущей силы на Ближнем Востоке и ознаменовало начало череды беспрецедентных военных успехов, приведших к завоеванию огромной территории, простиравшейся от Индии до Испании.

Пока Сассаниды и императоры Византии воевали друг с другом, в пустынях Аравийского полуострова родилась новая мощная сила. Вначале VII века за земли, которые в настоящее время входят в состав Сирии и Ирака, боролись две могучие империи-государство Сас-санидов, центр которого находился в Персии, и Византия, унаследовавшая от Восточной Римской империи обширные и богатые территории на Ближнем Востоке, а также свою столицу-город Константинополь (современный Стамбул). В начале VII века Сассаниды вторглись на византийские земли Ираке и Сирии. Византийская армия практически полностью перестала существовать, и императору Ираклию пришлось вновь собирать ее из разрозненных частей. Ему удалось добиться выдающихся успехов. В 622 году он начал кампанию, завершившуюся в 629 году, когда осла бленные армии Сассанидов запросили мира и убрались с захваченных ими земель.

Возникновение новой силы

В том же 622 году, когда Ираклий начал свой легендарный поход на Ближний Восток, малоизвестный арабский религиозный лидер бежал из своего родного города Мекки в Медину, где собирался объединить своих последователей. Таким образом, 622 год стал первым годом нового мусульманского летоисчисления, ознаменовав возникновение новых культуры и веры, которая в течение следующих нескольких столетий стала распространяться с поразительной быстротой. Благодаря умелому использованию накопившихся межгосударственных и межнациональных противоречий, новая вера, проповедуемая пророком Мухаммедом,-ислам-смогла объединить многочисленные племена Аравийского полуострова. Разрозненные отряды воинственных народов, состоявшие из внушающих ужас воинов, поколениями оттачивавших свое боевое искусство во время набегов на север на земли империй или же во время службы в качестве наемников, теперь объединились в мощную армию. После смерти Мухаммеда в 632 году его место занял Абу Бакр-соратник и тесть пророка, который принял титул халифа или «наместника». Его главной задачей было вернуть под свой контроль мятежные племена Аравии. Этот конфликт известен как войны Ридда или войны с отступниками (632-633).АбуБак рпредпримусульманскому правлению всех говорящих на арабском языке народов, которые еще не были «людьми Писания»данное понятие объединяло христиан, мусульман и иудеев.

На следующий год граничившие с пустыней области Восточной Сирии и Ирака, которые прежде никогда не находились под властью какого-либо централизованного правительства, стали частью мусульманского государства, управляемого хула-фом ар-рашидуном («Праведным халифом»). Ослабленная империя Сассанидов оказалась не в состоянии что-либо противопоставить новому неприятелю. Завоевание региона Балки в Центральной Иордании в 633 году имело огромплацдарм, необходимый им для вторжения в Палестину и Западную Сирию.

Превосходство арабских армий также обеспечивали и технические новшества. Самым важным из них было жесткое каркасное северо-аравийское седло для дромадеров, крепившееся поверх горба животного. Как только богатые племена, владевшие большим количеством верблюдов, стали использовать это новое седло, их войска приобрели намного большую мобильность, и соседним империям стало чрезвычайно трудно с ними бороться. Теперь арабские племена и могучие когда-то империи с военной точки зрения оказались в одинаковых условиях.
Политическая ситуация в Сирии

Как и в настоящее время, в годы Римского правления Сирия включала три сильно отличавшихся друг от друга региона: урбанизированное Средиземноморское побережье, внутренние аграрные районы и намного большую по площади область полупустыни. На побережье и в крупных городах проживало преимущественно грекоязычное население, хотя этнически оно было очень разнообразным. Говорившие на арамейском семитские народы населяли аграрный регион, а опустыненные степи были родиной арабских племен (главным образом иудеев или язычников). Использование греческого
языка не свидетельствовало о лояльности населения Сирии к Византийской империи, влияние которой в целом здесь было не очень велико. Несмотря на тысячу лет греческого и римского правления, Сирия сохранила свою самобытную культуру. Помимо нехристианских меньшинств значительная часть населения в некоторых областях принадлежала к церквям, которые в других частях империи однозначно расценивались как еретические. Палестина являлась в основном православной, но в Центральной и Северной Сирии были сильны позиции монофизитов.

Многочисленное еврейское меньшинство не испытывало особой любви к своим православным правителям, особенно после того, как император Ираклий постановил, чтобы к 630 году все иудеи приняли христианство. Однако наибольшим преследованиям подвергались самаритяне, которых активно подвергали гонениям и христиане, и иудеи. Поэтому они первыми поднялись в поддержку персидских Сассанидов, а затем встали и на сторону арабов-мусульман.

Перспективы обороны

Накануне мусульманского вторжения Сирия была сильно ослаблена серией природных и техногенных катастроф. Она перенесла землетрясения, спад экономической активности и период оккупации войсками Сассанидов. Кроме того, эпидемии, начавшиеся еще в 540 году, сократили городское население на треть, несмотря на то, что сельские жители в целом избежали значительных потерь. На севере единственным серьезным препятствием для захватчиков были горы, тянущиеся параллельно побережью и на восток вдоль Анатолийских предгорий. Центральные и южные районы занимали плоские возвышенности, изрезанные глубокими долинами. Эмеса (Хомс) была важнейшим транспортным и военным центром северной части Центральной Сирии, а Кесарея Маритима являлась центром обороны Палестины. Проложенная римлянами дорога все еще поддерживалась в рабочем состоянии, однако все равно требовалось несколько дней, чтобы доставить пехоту из Кесарей до Газы. Конница передвигалась быстрее, используя многочисленные римские местные дороги, самая важная из которых проходила от Египта до Дамаска. Южная Сирия и земли, в настоящее время входящие в состав Иордании, Израиля и Палестины, являлись частью огромных византийских имперских владений, также включавших процветающие города и церковные области.


Из-за постоянных конфликтов с Сассанида-ми византийская аристократия и местные правители укрывались за стенами укрепленных городов к северу от реки Ярмук. В целом Сирия была защищена неплохо: города окружали стены, некоторые из них имели многочисленные постоянные гарнизоны. Однако самые мощные крепости находились на севере и востоке Сирии, где угроза вторжения Сассанидов была наиболее высокой; в южной же Сирии оборонительные сооружения предназначались лишь для того, чтобы защищать линии коммуникаций от разбойников.

Мусульмане стремятся на север

В течение длительного времени византийцы не придавали особого значения новой религии-исламу, полагая, что это очередной местный вариант иудаизма или христианства. Также византийцы не осознали, насколько опасно для них распространение власти Абу Бакра в Аравии. Пока он завоевывал и объединял арабские племена, византийцы ничего не предпринимали. В 633 году халиф Абу Бакр приказал мусульманской армии готовиться к вторжению на север, в византийские земли. Прежде всего, он стремился расширить границы халифата, но также ему необходимо было отвлечь от внутренних распрей беспокойные воинственные арабские племена, которые постоянно конфликтовали между собой и еще не забыли войны Ридда. Суровый климат Сирии затруднял перемещения больших армий, поэтому обе стороны старались действовать как можно более осмотрительно. Воины, сражавшиеся на реке Ярмук, являлись представителями самых разных народов и были набраны по всей Византийской империи и владениям «Праведного халифа». Элитные войска каждой из армий подкреплялись отрядами наемников, рабов и племенными иррегулярными войсками, представляющими многочисленные этнические группы, а также различные религии.

Византийские воины

Несмотря на то, что византийская армия образца VII века продолжала сравнивать себя с прежней, состоявшей из воинов-граждан, армией Римской республики, она в основном состояла из наемников. Грекоязычная элита несколько усилила свои позиции после успешных кампаний Ираклия против Сассанидов, но все равно это не позволяло отказаться от использования «варваров»иностранцев. Эти войска нанимались на службу как в индивидуальном порядке (федераты), так и в составе моноэтнических отрядов, известных как симмахии. Большинство их было местными арабами или армянами, но хроники указывают, что византийская армия также нанимала на службу большое количество персов, кочевников гуннов из Причерноморья и германских лангобардов из Италии. Пехоту обычно набирали в центральных областях Византии (тех, что в настояшее время входят в состав Балкан и Турции), но религиозные различия частей нередко мешали их успешному взаимодействию во время боя. Даже без учета наемников византийская армия включала в себя православных, иудеев, язычников, манихеев и представителей множества мелких «еретических» христианских сект. Подобная взрывоопасная смесь часто приводила к напряженности между отдельными частями.

Организация

Византийская армия VII века, состоявшая в основном из поступивших на краткосрочную службу добровольцев и наемников, упорно продолжала использовать сложную организационную систему, унаследованную от Римской империи. На самом ее верху находился император, которому помогал Magister Militum per orientum-командующий византийскими войсками в Восточной части империи. Ниже их находился многочисленный офицерский корпус, включавший также чиновников местной администрации и ответственных за тыл и снабжение. Каждая армия состояла из трех мерос (полков), которые в свою очередь состояли из тагм, частей численностью обычно в 300 человек.

Ядром византийской армии являлись комитаты-фактиче ски, воины личной частной армии императора. К VII веку традиционные элитные части-схолы-остались исключительно церемониальными подразделениями, а в качестве наиболее эффективных войск их сменили экскубиторы и федераты. Другой частью комитатов являлись оптиматы, составлявшие элитные резервные части и обычно размещавшиеся близ Константинополя, и букелларии, набиравшиеся из самых низших слоев населения, но обыч снаряжавшиеся лучше, чем большая часть византийской армии. Со времени царствования Маврикия букелларии были сведены в одну крупную конную тагму, которая сопровождала византийскую армию в походе.

Снаряжение и тактика

Византийские солдаты, как правило, получали оружие и броню, произведенные в государственных мастерских (только элитные подразделения носили подобие униформы). Такая система являлась результатом хронической нехватки в империи железа, делавшей оружие и броню редкостью, и монополию на них ревниво оберегало государство. Оружие хранилось и изготавливалось в государственных арсеналах (Armamenton) или же собиралось на поле боя у убитых воинов противника (квартирмейстеры получали дополнительную плату за обнаруженное в хорошем состоянии оружие Сассанидов). Всадники были вооружены длинным мечом-спатой, а также копьем конта-рионом и композитным луком-ток-сатом. Воины тяжелой пехоты имели более короткое копье-менаулион. Воины легкой пехоты вооружались пращами, дротиками и луками. Большинство воинов византийской армии носили только легкое защитное вооружение-кольчужный хауберк либо стеганую или кожаную эпилорику, вместе с железным шлемом в персидском стиле. Дополнительная защита обеспечивалась большим круглым щитом.

Армия полагалась на прекрасно обученные, мобильные и хорошо вооруженные войска, значительную часть которых составляла конница или посаженная на лошадей пехота, вооруженная копьями, мечами, луками и щитами. Подобные войска могли вести военные действия на значительных расстояниях, хотя наличие в армии большого количества лошадей создавало дополнительные трудности для служб снабжения.

Опыт войны с Сас-санидами приучил византийцев вести преимущественно затяжные кампании, избегая крупномасштабных сражений и полагаясь на осторожное проведение операций, используя засады и партизанскую тактику. В Сирии и Палестине византийцы сделали ставку на оборону в сочетании с применением небольших мобильных отрядов, которые должны были нанести противнику поражение. Пехота и кавалерия обучались изменять положение на поле боя, разворачиваться и заходить флангом, использовать в качестве основного вооружения тяжелый аварский лук (лишь незадолго до описываемых событий завезенный из Средней Азии). Конница включала два типа войск: курсоры, являвшиеся конными лучниками, и дефенсоры, обеспечивавшие защиту курсорам. Типичный византийский всадник имел «смешанное» вооружение, то есть и лук, и копье.

Мусульманские войска

К моменту сражения на Ярмуке мусульманская армия уже прошла проверку на прочность в многочисленных сражениях. Первую закалку она прошла во время войн Ридда (632-633)серии конфликтов, в ходе кото рых' многочисленные мятежные аравийские племе на были возвращены под власть халифа. В 636 году эта спаянная в одно целое, фанатично настроенная армия открыла долгую череду побед над войсками Сассанидов и Византийской империи. Все мужчины-мусульмане обязаны были нести службу в армии халифа, но такую массовую армию собирали очень редко. Обычно компактную и высокомобильную армию, состоявшую из хорошо подготовленных воинов, предпочитали многочисленным войскам, лояльность и подготовка которых были крайне сомнительными. Проводя кампанию вдали от Аравийского полуострова, мусульманская армия для увеличения численности обычно принимала в свои ряды местные иррегулярные войска. Как и его византийские противники, мусульманское войско на Ярмуке являлось довольно пестрым обществом. Кроме воинов, происходивших из многочисленных (и традиционно воинственных) племен Аравийской пустыни, армия также включала в себя сирийских арабов (христиан и иудеев), восточноафриканских наемников и йеменских воинов, имевших свою собственную независимую иерархию.
Военная организация

Общая вера и «великая цель» традиционно объединялимусульманские войска, но своей высокой боеспособностью они были обязаны прежде всего своим прагматично настроенным командующим и способным исполнителям. Операции тщательно планировались и координировались, и даже добровольцы, происходившие из вольных племен, становились воинами хорошо организованной армии, а не диких банд. Войска собирались в заранее обозначенных пунктах близ аравийских городов, чтобы затем отправиться туда, куда их пошлет халиф. Армия имела две параллельные организационные структуры-одна опиралась на племенную принадлежность (племенные вожди осуществляли выплату жалования и снабжение), а другая строилась в зависимости от военных задач отрядов (делившихся на пехоту, лучников и конницу). На поле боя племенные вожди занимали в командной иерархии лишь второстепенные места. На самом верху находился эмир, за которым следовали умара аль табия (командиры отрядов) и ниже-умара аль ашар (командиры десяток). Старшинство определялось военным опытом и приверженностью исламу.

Тактика и снаряжение

Тактика мусульманских войск включила элементы как византийской, так и сассанидской доктрин, с тем отличием, что они широко использовали не лошадей, а верблюдов. Ранние мусульманские арабские армии были небольшими и стратегически более мобильными, чем их противники. Они были в основном самодостаточны и поэтому могли действовать очень гибко. До момента вступления в бой пехота, так же как и конница, передвигалась на верблюдах.

Традиционная арабская тактика военных действий представляла собой серию набегов, целью которых было
измотать противника в условиях сурового климата. Потери при этом оказывались низкими, и все усилия племен были направлены на то, чтобы их минимизировать. Исламские правила ведение военных действий осуждали ненужное кровопролитие, хотя также потребовали, чтобы командующие были готовы пойти на более высокие жертвы. В большинстве случаев мусульманские армии сражались от обороны. Они развертывали свои линии пехоты, опираясь на естественные препятствия (прежде всего, холмы), в то время как основная часть легковооруженной конницы вообще выводилась в резерв для осуществления фланговых маневров. В большинстве случаев мусульмане откладывали свой основной контратакующий удар до того момента, как противник уже начинал отступать. Вооружение и одежда воинов ранних мусульманских армий были чрезвычайно разнообразны, отражая различия происхождения их обладателей.