Военные технологии христиан и мусульман в 1090-х годах


Во время 1 -го Крестового похода военные технологии христиан и мусульман была, в принципе, одинаковыми. Правда, у мусульман был на вооружении композитный лук. Крестовый поход происходил на фоне общего хаоса запутанной военной и политической ситуации на Ближнем Востоке. Здесь существовало множество конкурирующих между собой владетелей, обладавших собственными армиями - фактически каждый христианский или мусульманский лидер отстаивал собственные интересы в ущерб другим. Кроме того, на стороне как христиан, так и мусульман, выступали специфические независимые религиозные формирования.

Династии и империи

Современному читателю трудно постичь различные уровни политической организации и власти, которая существовала в тот период. На стороне мусульман, например, выступали четыре главных игрока, с которыми вступили в конфликт крестоносцы, но все они, в то же время, находились в перманентном конфликте друг с другом. Традиционной главой мусульманского мира был халиф, который принадлежал к династии Абассидов, находящейся в Багдаде. Однако в 975 году их власть, как политическую, так и духовную, крайне эффективно оспаривала династия Фатимидов. Она поддерживала шиитскую ветвь ислама и правила своим государством из Каира. В течение XI века молодые и агрессивные, обладавшие прекрасной армией тюркские народы (прежде всего сельджуки) двинулись на Ближний Восток из Средней Азии. Они были приверженцами суннитской ветви ислама. Сельджуки создали огромную империю, которая включала в себя большую часть территории современного Ирана и Ирака, объявили себя «защитниками» Абассидов и вытеснили Фатимидов из Сирии. Разгромив византийцев при Манцикерте в 1071 году; сельджуки заняли большую часть Анатолии. Но и они вскоре раскололись на несколько враждующих групп.Таким образом первым крестоносцам в 1090-х годах противостоял конгломерат враждующих меаду собой государств. В Центральной Анатолии располагался сельджукский султанат Рума во главе с Кылыч-Арсланом. В Северо-Восточной Анатолии династия Данишмендидов боролась с Румским султанатом за свою независимость, одновременно готовясь к боям с христианами. Они принадлежали кдрутой группе тюркских народов, известных как туркмены. И сельджуки, и династия Данишмендидов принадлежали к кочевым народам, которые только недавно завоевали Анатолию, и многие из городов, которыми они управляли, были все еще в значительной степени населены христианами.


Внутренние разногласия

Когда крестоносцы вступили на территорию современной Сирии, они столкнулись с другим сельджукским государством - Великим сельджукским султанатом. Это государство имело военно-территориальную структуру, основывавшуюся на местных эмирах, которые отвечали за набор войск. Но Сирия раздиралась на части вравдой между различными эмирами - и этим
крестоносцы смогли воспользоваться в полной мере.Когда крестоносцы подошли к Иерусалиму; среди их противников было больше противоречий, чем согласия. Фатимиды и сельджуки боролись между собой за Иерусалим, которым в 1098 году, в конце концов, завладели первые.Но и в стане христиан были серьезные разногласия. Византийцы, которых формально прибыли поддержать крестоносцы, не желали терпеть толпы религиозных фанатиков. Алексей I ждал отряды дисциплинированных рыцарей и пехотинцев, которых он мог использовать в качестве наемных войск против сельджуков в Анатолии. Он не собирался поощрять захват крестоносцами Иерусалима и с радостью отправил в 1096 году участников «Крестьянского крестового похода» на верную смерть против Кылыч-Арслана. Части византийской армии приняли участие в кампании вмесге с крестоносцами и дошли с ними до Антиохи, но к этому времени их отношения окончательно испортились.

Также не прибавляли единства христианскому миру и армянские христианские сообщества в Горной Киликии в Малой Азии. Они были частично независимы, и хотя и оказывали помощь крестоносцам, делали это, превде всего, исходя из своих собственных интересов.И, наконец, даже само понятие «христианин» отнюдь не гарантировало единства. Византийская церковь формально вышла из-под власти Папы Римского в 1054 году, в то время как у армян в свою очередь была своя собственная церковь.

Противники сближаются

Между христианами и мусульманами де-факто существовала занятная симметрия. И на той, и на другой стороне присутствовала дряхлеющая империя, наследница вековых традиций (Фатимиды у мусульман, Византия у христиан), а, кроме того - независимые, закаленные в боях религиозные фанатики (тюркские народы и европейские христиане) - набожные, безжалостные и честолюбивые. Византийцы и Фатимиды действовали, фактически, примерно одинаково. Скорее всего, и те, и другие надеялись, что крестоносцы разгромят турок-сельджуков, после чего древние империи смогут восстановить утраченные ими позиции.Да и с точки зрения вооружения было лишь немного различий, позволявших отдать приоритет той или иной стороне. Каждая армия состояла из конницы и пехоты, вооруженных копьями, пиками, мечами, топорами и булавами, а также луками. Самым эффективным оружием крестоносцев был арбалет, который вошел в употребление в Европе в предыдущем столегии. У мусульман же был очень эффективный композитный лук, который использовался сельджукскими конными лучниками. Это короткое оружие идеально подходило для использования всадником и состояло из склеенных частей рога и дерева, что придавало ему большой запас прочности.

Рыцари и пехотинцы

У армий были примерно одинаковыми доспехи, щиты и шлемы: кольчужные или чешуйчатые доспехи использовалась тяжелой конницей и элитной пехотой; шлемы обычно были коническими, а щиты - круглыми или вытянутыми. Наиболее эффективные контингенты обеих армий были небольшими по размеру. По ряду оценок у Раймунда Тулузского было 1200 конницы и 8500 пехоты, у Готфрида Бульонского и Роберта Нормандского - по 1000 конницы и 7000 пехоты, у Боэмунда Тарентского - примерно 800 конницы и 6000 пехоты, у Стефана Блуаского войско было еще меньше. К тому времени, когда крестоносцы добрались до Иерусалима, их общие силы составляли примерно до 1250 рыцарей и 10 000 пехоты. К армии крестоносцев присоединилось значительно больше людей. Некоторые из них даже вполне утпешно приняли участие в военных действиях, хотя от подавляющего большинства при столкновении с профессиональной армией было мало пользы.
Но у крестоносцев было явное преимущество - морской флот.Использование кораблей сыграло важную роль, например, в 1097 году во время первой осады Никеи. Также войско крестоносцев было поддержано генуэзским флотом во время осады Антиохии.А прибытие генуэзских кораблей в Яффу во время осады Иерусалима обеспечило крестоносцев жизненно необходимым продовольствием и осадными материалами.Хотя Фатимиды имели довольно значительный флот, он был не в состоянии противостоять итальянским морякам.

Тактика кавалерии

Второе важное преимущество крестоносцев заключалось в принятой у них тактике сражения. Конечно, об этом сложно судить, так как дошедшая до нас информация крайне скудна. Основной византийский источник - «Алексиада» Анны Комнины (старшей дочери императора Алексея I) - сообщает, что конные крестоносцы могли прорываться «через стену». Несшиеся на врага с копьем наперевес на крупных боевых конях, европейские  рыцари были действительно силой, внушающей ужас. Вопрос же, были ли они действительно в состоянии сражаться подобным образом особенно после того, как во время перехода через Малую Азию в 1096 году были потеряны многие боевые кони, остается открытым. В пользу крестоносцев говорит тот факт, что им удалось выиграть три решающих сражения: при Дорилее, Антиохии и Аскалоне. Именно храбрость атакующей массы крестоносцев не дала возможности врагу эффективно использовать свои луки.Европейские рыцари с младенчества обучались сражаться в сомкнутом строю копьями и тяжелыми мечами. Сельджукских же конных лучников учили всеми силами уклоняться от рукопашного боя, в то время как их тяжелая конница обычно атаковала только, если противник был разбит или хотя бы остановлен, конными лучниками.