Триеры - боевые корабли персидского и греческого флотов

Основным боевым кораблем и персидского, и греческого флотов были триеры, так что победа в основном достигалась за счет тактики и стратегии.Хотя методы применения вооруженных сил на суше у персов и греков достаточно существенно различались, и те, и другие использовали очень похожие военно-морские тактики. Флотоводцы обеих сторон имели в своем распоряжении практически одинаковые боевые корабли, которые у греков назывались триеры, а у римлян - триремы. Эти многоярусные корабли, название которых отражает их главную особенность -три ряда (яруса) весел с каждого борта, -появились в VI веке до н.э. и до конца IV века до нэ. господствовали в акватории Эгейского моря и водах западной Греции, южной Италии и Сицилии, а также восточного Средиземноморья.


Масса полностью оснащенной триеры составляла порядка 40-50 тонн. Длина корабля была равна 37-40 метрам, ширина на уровне ватерлинии - пяти метрам, а расстояние от киля до палубы достигало примерно четырех метров. Это был достаточно легкий и быстроходный боевой корабль, отличавшийся хорошей для того времени маневренностью. Его малая осадка идеально подходила для действий в прибрежных и мелководных районах, а также обеспечивала возможность достаточно легко вытаскивать корабль на берег для ремонта или зимовки. Впрочем, данные корабли имели и серьезный недостаток - были очень уязвимы в штормовых условиях.Киль греческой триеры изготавливался из дуба, шпангоутов не было -корпус корабля сооружался из досок (обычно хвойных пород, например, сосны), которые крепились нагелями,вставлявшимися в вырезы в кромках досок. Греки применяли круглые нагели - оба конца нагеля имели надпил, в который вставлялся небольшой штифт . Палуба корабля была свободна - здесь можно было вести бой или же натягивать защитный тент для гребцов. В носу корабля имелся мощный таран - главное оружие в морском бою во времена античности.

На типовой греческой триере имелось до 170 гребцов, расположенных в три ряда: гребцы нижнего яруса -таламиты (обычно по 27 с каждого борта); гребцы среднего яруса - зигиты (32 на каждый борт), и гребцы верхнего ряда - траниты. Весла верхних двух ярусов проходили через порты в специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, именовавшемся парадос. Триера могла в течение нескольких часов поддерживать скорость хода порядка шести-семи узлов, и на протяжении непродолжительного времени - до 10 узлов.Входившие в состав персидского флота триеры ионических греков в целом были схожи с теми, которыми располагали Афины. При строительстве финикийских кораблей использовались другие породы дерева, например, кедр, их тараны были более длинными и острыми, а палубы прикрывали фальшборты, на которые навешивались щиты. Кроме того, они были более вместительны (могли перевозить больше солдат), а также отличались лучшей мореходностью.

На афинские корабли гребцы набирались из свободных граждан, но из низших сословий. Позднее гребцам выплачивали жалование, но в 480 году до н.э. им полагались только еда и питье. Помещений для команды на кораблях в то время
фактически не было - все свободное пространство использовалось для хранения припасов и оружия. Большая часть гребцов на греческих кораблях (даже 5с невольники) была представлена греками, тогда как в персидском флоте команды кораблей состояли главным образом не из персов, а из представителей lego star wars морских государств, находившихся под властью персов или заключивших с ними союз.На греческих кораблях кроме команды находились отряды гоплитов (тяжеловооруженная греческая пехота) и лучников - всего вместе с командирами около 30 человек Они обрушивали на врага стрелы, дротики и копья. После перехода к абордажной схватке в задачу гоплитов входило Л взять корабль противника штурмом М или отразить атаку неприятеля. /щ Командиры кораблей и отрядов ¥ кораблей выбирались афинскими военачальниками из числа известных граждан. На персидских кораблях также имелись отряды солдат (порядка 30 человек), которые формировались из числа воинов сухопутной армии.

Под началом командира триеры -триерарха - находились кормчие , управлявшие кораблем при помощи двух больших весел на корме, а также начальник гребцов - келейст. В промежутках между сражениями, а также в часы отдыха или во время пополнения запасов воды и продовольствия корабли вытаскивали кормой на берег - нос был обращен в сторону моря. Экипаж поднимался на борт и спускался на берег по сходням, приставленным к бортам. Стоянка на якоре использовалась реже. Кроме того, триеры зачастую переоборудовались только для транспортных перевозок - это были гоплитагагос (для перевозки солдат) и гиппагагос (для лошадей), которые в целом были схожи с триерами, но отличались усиленной палубой, более высоким фальшбортом и дополнительными широкими сходнями для лошадей.Точных сведений о тактике морского боя, применявшейся в начале V века до н.э., не сохранилось. Впрочем, основные ее принципы вполне ясны и понятны, сведения о них можно почерпнуть из дошедших до настоящего времени воспоминаний и описаний тех или иных морских сражений античности. Кроме того, в Греции была построена копия древнегреческой триеры, «Олимпия», во время испытаний которой опытным путем были определены возможности этого класса боевых кораблей.

Морские битвы при Артемисии и Саламине происходили в переходный период - тактика таранного боя, часто применявшаяся в последующих войнах, только зарождалась. На протяжении столетий главными тактическими приемами морского боя стали таран и взятие вражеского корабля на абордаж.В исторических источниках чаще всего упоминаются два боевых маневра: «diekplous» («прорыв сквозь» линию вражеских кораблей) и «periplous» («обход вокруг», или фланговая атака). В первом случае корабли ломали весла противника и осыпали его стрелами и дротиками, после чего заходили на врага с кормы, били тараном в борт и шли на абордаж Во втором случае корабли быстроманеврировали и заходили с кормовых курсовых углов, после чего опять же шли на таран и абордаж Данные приемы могли использовать как одиночные корабли, так и флоты в целом.

Второй прием требовал высокого мастерства командира и слаженной работы гребцов, а наиболее простым способом обезопасить свои кораблиот такого маневра было расположить их между берегами пролива, банками или отмелями. На открытом же пространстве, когда противник имел численное превосходство и мог совершить фланговый маневр, обороняющимися, согласно историческим источникам, мог применяться тактический прием, получивший название «kyklos» (круг) и представлявший собой, вероятно, что-то вроде круговой обороны. Впрочем, военно-морские эксперты подвергают сомнению практичность такого маневра. Принимая во внимание, что если расстояние между кораблями в таком «круге» будет соответствовать длине триеры, то диаметр «круга» из 200 кораблей составит около 3 км, а длина окружности - порядка 10 км. Быстро сформировать такой боевой порядок из кильватерного строя или строя фронтом в эпоху гребного флота вряд ли было возможно.Более вероятно, что в данном случае применялся другой строй - вогнутого полумесяца, упирающегося флангами в берега пролива или мели.Впрочем, в бою часто было не до применения какой-то заученной тактики - все заканчивалось общей свалкой и «дуэлями» между отдельными кораблями. Преимущество имели быстроходные корабли, но Фемистокл завел вражеский флот в узкость и ограничил ему место для маневра.