Рождение нового османского государства



Завоевание Константинополя османами имело огромное значение и затронуло практически все сферы жизни: от культуры до политики, от экономики до военного дела. Султан Мехмед II сосредоточил внимание на реконструкцию своей новой столицы. Стены были отремонтированы и в Константинополь привлечены новые жители: греки-христиане, турки-мусульмане и другие. Некоторые из них были привлечены налоговыми льготами, но большинство просто селилось в огромном опустевшем городе. Быстрый рост населения привел к проблемам со снабжением продовольствием, что в свою очередь привело к завоеванию сельскохозяйственных областей севернее по черноморскому побережью.

Естественно, завоевание города дало толчок развитию строительства; были возведены новый дворец,замечательные больницы, множество культовых зданий, два комплекса казарм для янычар, а также пушечная мастерская в Тофане, близ Галаты. Султан Мехмед стремился превратить Константинополь в многоконфессиональный центр для всех народов: мусульман, христиан и евреев. Этот грандиозный имперский город должен был вырасти на перекрестке Европы и Азии, где встретились и перемешались восточная и западная культуры. Новый османский Константинополь, или Стамбул как его называли турки, процветал.Кроме того, султан Мехмед II объявил себя новым кайсаром или цезарем, законным наследником Римской и Византийской империй, претендующим на территории далеко за пределами существовавших границ Османской империи. В этом качестве он был признан не только своими мусульманскими подданными и вассалами, но и греческими учеными, такими как Георгий Трапезундский, который написал Мехмеду в 1466 году: «Никто не сомневается, что вы император римлян. Тот, кто законно владеет столицей империи, тот и является императором, а Константинополь - столица Римской империи».

Для турок взятие Константинополя ознаменовало завершение длительного периода становления их государства. До этого остро стоял вопрос - должны ли правоверные мусульмане объединиться под властью самодержавного султана? Взятие Константинополя дало понять, что новая централизованная империя теперь имеет не только практическое, но сакральное значение.Потрясенный Запад С практической точки зрения непосредственным результатом завоевания Константинополя было прекращение итальянской торговли с Крымом через Дарданеллы и Босфор. Уже 28 ноября 1453 года генуэзский консул в Каффе сообщил, что необходимо принять кардинальные меры, чтобы его колония не опустела; подобные процессы вскоре были отмечены во всех генуэзских колониях на Черном море. Многие армяне переехали в украинские и польские земли, некоторые итальянские мастера добрались даже до Москвы. В течение примерно 20 лет все генуэзские владения за Босфором были потеряны и перешли к Османской империи.

За исключением венецианских анклавов, захватить которые у турок пока еще не было сил, другие латинские владения в Греции вскоре стали добычей османов. Афины получили особые привилегии, что можно объяснить интересом, который Мехмед II испытывал к древнегреческой цивилизации. Затем в ряде кампаний было подтверждено османское господство на Балканах, хотя столкновения с Венгрией и вынудили турок в 1456 году оставить Белград. В то же время Скандербег продолжал оказывать сопротивление османами в Албании до 1468 году, а вот Валахия была вынуждена окончательно признать сюзеренитет Османской империи.В Западной Европе захват османами Константинополя вызвал глубокое потрясение. Гуманисты Ренессанса были шокированы тем, что Греция теперь находилась под турецким игом, как писал будущий папа Пий II:«Это также вторая смерть Гомера и Платона... Теперь Мухаммед царит среди нас. Теперь турок заносит меч над нашими головами».