Результат религиозного фанатизма в XI веке

В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к христианским государствам Западной Европы с просьбой оказать ему помощь в борьбе против турок, которые угрожали его империи после катастрофического поражения византийских войск при Манцикерте в 1071 году.


В XI веке в результате симбиоза религиозного фанатизма и военной силы возникла армия, решившая взять на себя миссию Спасителя.В марте 1095 года правитель Византийской империи Алексей Комнии направил эмиссаров на церковный собор в Пьяченце, обратившись к христианам Европы с просьбой оказать ему помощь войсками в борьбе против армий Ислама. Папа Римский Урбан II принял эти просьбы близко к сердцу, и в ноябре на Клермонском соборе во Франции обратился к франкскому рыцарству с призывом освободить христиан Востока от мусульманского рабства и отвоевать у неверных Иерусалим.Обращение Папы Римского вызвало прилив энтузиазма во всех слоях европейского общества. Мужчины и женщины всех возрастов выражали нетерпение присоединиться к крестоносному движению, чтобы исполнить, по их убеждению, Божий промысел. Некоторые во имя святой цели начали массовые погромы нехристиан на их собственной родине. Многие жившие в Европе евреи были уничтожены в диких погромах, устроенных будущими крестоносцами.

«Крестьянский крестовый поход»

Первые группы крестоносцев не имели нормального руководства и мало чем отличались от толпы религиозных фанатиков. Три таких отряда были атакованы и рассеяны после того, как они попытались пересечь территорию Венгрии летом 1096 года. На своем нуги они грабили месгное население, что немедленно вызвало ответную реакцию. Затем был так называемый <-Крестьянский крестовый поход•>, во время которого армия простолюдинов во главе с харизматическим проповедником Петром Пустынником прибыла в августе 1096 года в Константинополь. Стараясь избавиться от этой недисциплинированной толпы (до 180 ООО человек), византийский император отправил их в Анатолию, где они были уничтожены турками.
Петру Пустыннику удалось вернуться в Константинополь. Теперь выяснилось, что утверждения Петра, что Бог защитит крестоносцев, оказались, к сожалению, ложью. Эти первые креповые походы стали выражением религиозной экзальтации, которая и позже всегда была крайне важна для всего крестоносного движения. Однако этого оказалось мало, чтобы противостоять исламским армиям, против которых боролся Алексей 1.15 августа 1096 года (эта дата быт и выбрана и соответствующим образом освящена Напой Римским) начался значительно лучше организованный и более эффективный крестовый поход. В него выступили дисциплинированные армии во главе с видными европейскими феодалами. Армии
состояли из закаленных в боях воинов, среди которых были и люди, имевшие европейскую известность. Ядро армии составляли отряды крупных феодалов. Они были прекрасно подготовлены и представляли собой типичные для своего времени соединения - закованные в броню рыцари, одетые в кольчуги кавалеристы, пехотинцы, часто также защищенные броней и успешно использующие стрелковое оружие, среди которого самым эффективным был, безусловно, арбалет. Двигавшиеся разными маршрутами, армии крестоносцев соединились в Константинополе. Большинство двигалось по суше через Балканы, но некоторые прибыли из Италии по Адриатике. Один из главных руководителей крестового похода - Готфрид Бульонский -достиг Константинополя со своей армией в декабре 1096 года.

Мотивация

Почему европейцы с таким энтузиазмом откликнулись на призыв к крестовому походу? Этот вопрос волновал историков в течение многих столетий. Часть ответа, несомненно, состоит в глубоком религиозном энтузиазме, который в средние века был очень сильным. Действительно, прежде чем крестовый поход был объявлен, массы паломников посещали Святую землю -существовал хорошо известный и устоявшийся маршрут паломничества в Иерусалим. Однако, как бы то ни было, собственно религиозные побуждения были лишь частью причин. Ведь нужно было также обеспечить безопасность паломников во время их путешествия на Святую землю. Турки-сельджуки, которые за предыдущее столетие обосновались в Анатолии и Сирии, не были в восторге от паломников. Петр Пустынник, например, утверждал, что подвергся пыткам со стороны сельджуков, когда попытался совершить паломничество в Иерусалим. Кроме того, для высших иерархов католической церкви, возможно, крестовый поход был также попыткой воссоединить Христианский мир. В 1054 году произошел так называемый «Великий раскол» христианской церкви на Римско-католическую и Греко-православную церкви, и Пана Римский вполне мог надеяться, что успешный крестовый поход примирит обе ветви христианства. У руководителей крестового похода также было множество побудительных причин. Некоторые, такие как граф Роберт Фландрский, возможно, действовал и искл юч ител ьно из религиозных чувств. Но другие, несомненно, видели большие выгоды, которые в том же л1 веке, уже совершались походы против мусульман, которые принесли благородным воинам и богатство, и статус.

Франки

Самыми известными примерами подобных территориальных захватов были действия норманнов, получивших свое название из-за своего происхождения от викингов - northmen (северных людей). Норманн Роберт Гвискар в середине XI веке захватил Южную Италию, а затем расширил свое герцогство в ходе кампаний против мусульман и византийцев. Поэтому не было совпадением то, что его сын, Боэмунд Тарентский, стал одним из главных руководителей крестового похода. В характере таких людей, как Боэмунд, безжалостный прагматизм мирно уживался с чрезвычайным религиозным благочестием.
Всех прибывших на Ближний Восток крестоносцев стали называть «франками» или «французами» - именно под этим названием они были известны на протяжении следующих столетий.