Что дали западу и востоку крестовые походы

Привели ли крестовые походы к каким-нибудь серьезным изменениям в жизни европейских народов? Нет, не привели. А между тем мусульманский Восток оказал огромное влияние на развитие западноевропейского феодального общества. Вот некоторые факты, подтверждающие эту мысль.

В XII—XIII веках в Западной Европе по примеру мусульманских стран стали сеять гречиху и рис, выращивать арбузы, абрикосы и лимоны, высаживать такие красивые цветы, как дамасская роза. С этого же периода вошел в употребление неизвестный ранее европейцам тростниковый сахар: вкус его крестоносцы впервые отведали во время голода в Антиохии в 1098 году. В прежнее время единственным сладким пищевым продуктом на Западе был мед. В XII веке, в Западной Европе начали строить ветряные мельницы — с этими сооружениями крестоносцы также познакомились в Сирии. Восточного происхождения некоторые ткани: атлас (по-арабски это слово значит «красивый»), муслин (от названия города Мосул), дамаст (по имени Дамаска). С конца XII века на Западе стали разводить и использовать почтовых голубей, которые давно уже применялись арабами. Много веков жители Западной Европы умывались, если вообще считали нужным это делать, только холодной водой, а платье занашивали до дыр, никогда не меняя его. В восточных странах европейцы научились устраивать горячие бани и менять платье и белье, не доводя его до полного обветшания.
Все эти факты сами по себе очень интересны, но к крестовым походам не имеют почти никакого отношения. Средневековый Запад познакомился с Востоком задолго до крестовых походов, — это, во-первых. Во-вторых, достижения восточных народов в области культуры, быта, сельского хозяйства, ремесла передавались на Запад не только и не столько через государства, основанные в Сирии и Палестине крестоносцами, сколько из других стран, в первую очередь из мусульманской Испании, арабской Сицилии и особенно через Византию. В-третьих— и это самое главное, — разве корыстные и невежественные рыцари креста своими кровавыми войнами и стяжательством содействовали перенесению на Запад восточной культуры, бытовых установлений Востока или его технических достижений? Никоим образом! Плодотворным для Европы соприкосновение с Востоком всегда являлось лишь постольку, поскольку оно осуществлялось посредством мирных сношений—торговли, выгодной для обеих сторон, обмена товарами, а также передачи знаний. Взаимное же истребление во имя якобы религиозных целей влекло за собой одни только пагубные результаты, служило не укреплению хозяйственных и культурных связей, а разжиганию вражды к Востоку — на Западе и к Западу — на Востоке, вражды, освящавшейся религией.

Непосредственное влияние крестовых походов на культуру и быт феодального Запада было крайне незначительным: разве только крестоносцы привезли из Сирии и Палестины свои щиты, украшенные гербами, которые они чаше всего срисовывали у своих противников— арабов и сельджуков, да пожалуй, еще некоторые музыкальные инструменты, на которых в эпоху крестовых походов во время битвы исполнялась военная музыка.

Однако крестовые походы оказали довольно значительное косвенное воздействие на развитие западноевропейского феодального общества. Рыцари-крестоносцы, побывавшие на Востоке, не хотели жить по старинке: они научились ценить изысканные восточные блюда и особенно тонкие вина, красивые ковры, мягкие и изящные одежды, стеклянные зеркала. Для покупки всех этих вещей требовались деньги. Чтобы получить звонкую монету, феодалы все чаще и чаще стали заменять крестьянскую барщину и продуктовые оброки денежными взносами; некоторым крестьянам сеньоры предоставляли даже свободу от крепостных пут — конечно, за хороший выкуп. И города, которые раньше всецело зависели от графов и баронов, теперь, пользуясь их нуждой в деньгах, все чаще покупали себе различные вольности, становились независимыми, вольными городами.

Однако и в этих переменах в жизни феодального Запада крестовые походы не играли решающей роли. И освобождение крестьян от уз крепостничества, и переход от барщины и оброков к денежным повинностям, и превращение феодальных городов в коммуны — все это происходило на Западе прежде всего независимо от крестовых походов и началось еще до них. В основе всех этих и других изменений в развитии феодального общества лежали внутренние причины—медленный и постепенный, по неуклонно совершавшийся экономический прогресс.
То немногое, что внесли крестовые походы, причем лишь косвенным образом, было куплено слишком дорогой ценой для Запада. В крестовых походах погибли понапрасну миллионы людей; впустую были растрачены огромные ценности. Не приходится сомневаться в том, что европейцы много выиграли бы, если бы вместо организации бессмысленных крестовых походов, неизменно кончавшихся провалом, сумели построить мирные взаимоотношения с народами Востока.