Противники поменялись местами

А пока рыцари пировали и развратничали; пока челядь, во избежание эпидемии, срочно убирала трупы с улиц и площадей, к стенам Антиохии подошла трехсоттысячная армия Кербоги. Со всех сторон сельджуки окружили город, и крестоносцы, сами еще четыре дня назад осаждавшие его, попали в положение осажденные. Ликование по случаю взятия Антиохии оказалось преждевременным. Голод и болезни снова стали косить воинство христово. Есть было нечего. В пищу пошли кожаные части сбруи, древесная кора, трава, дохлые кошки. Не выдерживая голода, многие пытались бежать прочь. Ночью на веревках они спускались со стен и старались незаметно пересечь вражеские линии, чтобы добраться до кораблей, стоявших в гавани. Таких «веревочные бегунов» были целые сотни... Оставшиеся впали в полное отчаяние.

 

В такой, казалось, безвыходной обстановке воинам божьим ничего не оставалось, как возложить все свои надежды иа сверхъестественную помощь. Крестоносцы, как мы знаем, не были неверующими людьми, хотя их главные, грабительские цели ничего общего с религиозными и не имели. Попав же в отчаянное положение, испытывая муки голода, страшась того, что произойдет с ними, когда Кербога захватит город, они поневоле искали, спасения в религии и не могли не поддаться вновь оживившим религиозным настроениям. Многие впадали в молитвенный экстаз, с утра до вечера простаивали на коленях в антиохийских церквах, прося небесные силы об избавлении от напастей.

И «чудо» совершилось. Только произвел его не господь бог. «Чудо» это подстроили некоторые церковные деятели, принимавшие участие в походе и, в свою очередь, действовавшие по указанию графа Раймунда Тулузского. Позднее историю этого «чуда» рассказал графский капеллан (его звали тоже Раймунд), написавший хронику под названием «История франков, которые взяли Иерусалим». Этот священник был одним из исполнителей «чуда» и, разумеется, в своем сочинении скрыл его тайные пружины. Но ученые, сопоставляя его рассказ с известиями других летописцев, установили, кто и как «сотворил чудо», о котором идет речь.