Флот Генуи

Венеция, построенная на острове в заливе, благодаря своему положению была защищена от неожиданной атаки с суши, Геную же от нападения со стороны континента закрывали горы. Как и Венеция, Генуя также подчинила себе значительные владения, в настоящее время находящиеся на территории Лигурии, южной Франции и островах Корсике и Сардинии.


Генуя официально (а точнее, формально) входила в состав Священной Римской империи и подчинялась власти епископа, однако реально управление городом осуществлял совет консулов, которые избирались из представителей богатейших семей Генуи каждый год. В отличие от Венеции, в Генуе больше внимания уделялось частной инициативе, поэтому активнее вводились такие новшества, как чеканка золотой монеты, изготовление морских карт и применение кормового руля на судах. В итоге генуэзцы смогли опередить венецианцев в установлении торговли с Левантом и Востоком. Развитые торговля, судостроение и банковский сектор Генуи позволили ей создать один из наиболее мощных военных флотов в Средиземноморье. Падение государств крестоносцев Генуя компенсировала союзом с Византийской империей и использовала данное обстоятельство для расширения своего влияния на Черное море и Крым. В 1284 году соперничество Генуи и Пизы из-за острова Корсика завершилось морским сражением у Мелории. Пиза потерпела поражение, а Генуя превратилась в могучую морскую державу в западной части Средиземноморского региона. Впрочем, в силу ряда особенностей государственного устройства Генуя разительно отличалась от Венеции в том, что касалось патриотизма и беззаветного служения республике ее граждан, поскольку в ней правили выходцы из богатых семей, царили зависть и амбиции отдельных лиц.

Поскольку галеры использовались как для боя, так и для торговли, в итоге были разработаны две основные разновидности этого корабля. Легкая и узкая галера, пользовавшаяся популярностью в Венеции и Генуе, получила название «galea sottile» («узкая» галера), причем генуэзские суда этого типа имели более глубокую осадку, чем венецианские. Вторым видом была «galea grossa», то есть «большая галера», которой обычно владели несколько частных торговцев. Из-за того что на каждой мачте использовался один парус, более крупные суда были менее маневренными, чем галера, а по стоимости они больше подходили для дальних торговых плаваний, чем для морского боя (одна галера стоила примерно в десять раз меньше, чем более крупное парусное судно).В ходе борьбы за господство на Средиземном море активнее всего и наиболее широко использовались «узкие» галеры. И венецианцы, и генуэзцы разработали точные инструкции по постройке галер, особенно в той части, где содержались указания размеров и пр. При этом самые крупные галеры имели корпус, длина которого была в шесть раз больше его ширины, тогда как у «узких» галер это соотношение составляло порядка восьми.