Версия происхождения масонства

Самая вероятная версия происхождения масонства  из области самоочевидной реальности. Хорошо известно, что в Средние века во многих областях ремесленной деятельности доминировали гильдии, представляя собой сочетание союза, технической школы, благотворительного общества и гаранта соблюдения профессиональных стандартов. Поскольку средневековый мир был сориентирован на священные ценности, то и гильдии также заключали в себе духовный элемент; они являли собой что-то вроде светского варианта религиозных братств.

Некоторые из них, в частности торговые гильдии Франции, известные как компаньонажи, даже занимались передачей своего рода мудрости посвященных.Каменщики составляли одну из этих гильдий. Они отличались от большинства гильдий в двух моментах. С одной стороны, природа их работы была такова, что они значительно чаще переезжали с место на место, меняя работу, чем люди, занимающиеся другими ремеслами. Это заставило их разработать особую систему знаков и слов, при помощи которой каменщик мог дать о себе знать в чужом городе. Затем, как мы можем видеть из текстов «Древних предписаний», у каменщиков имелось гораздо более богатое, сложно разработанное предание о собственном прошлом, чем у большинства гильдий. Обе эти черты позволили трансформировать ремесленный союз каменщиков в одно из самых влиятельных движений в западной истории.


Трансформация началась в Шотландии, и ее ключевой фигурой стал человек, которого сегодня едва ли помнят. Его имя Уильям Шоу (1550—1602), он состоял на службе при шотландском короле Якове VI, будучи ответственным за каменщицкие работы, выполняемые по заказу двора. Это его положение обеспечивало ему власть над национальными ложами каменщиков, и вскоре он упорядочил их организацию и ввел новые элементы в масонскую практику. В 1598 и 1599 годах он издал два ряда статутов, которые должны были радикальным образом изменить характер масонства. Одним из самых любопытных предписаний, вмененных главе ложи, была обязательная проверка у кандидатов в члены их способностей в «искусстве памяти». 

В отношении Джордано Бруно, возрожденческое искусство запоминания подразумевало задействование интенсивных сил визуализации, включая сооружение «дворца памяти». Мы не знаем, Шоу ли ввел «искусство памяти» в масонские ложи Шотландии или же оно практиковалось и ранее.Появление в союзе каменщиков подобных членов наводит на мысль, что они рассчитывали обрести там некое сокрытое знание.Такова была общественная ситуация, когда возник фурор вокруг розенкрейцерства. Никто не мог бы с серьезностью утверждать, что в розенкрейцерских манифестах шла речь о масонских ложах. С другой стороны, сходство между невидимыми братьями Розового креста и вполне видимыми братьями масонского братства было очевидно для многих.