Вера, разум и гносис


По Ханеграаффу, западная цивилизация укоренена в трех основных материях  в разуме, вере и гносисе. Разум утверждает, что «истина, если она вообще достижима, может быть обнаружена лишь посредством задействования рациональных аналитических способностей человека, будь то в комбинации с чувствами или без оной». Вера, напротив, стоит на том, что разум сам по себе не обеспечивает нас окончательными ответами, которые могут прийти лишь из трансцендентной области и заключаются в формы догм, вероучений и Священных Писаний. Гносис учит тому, что «истина может быть обнаружена лишь в результате внутреннего откровения на личностном плане...

Это «внутреннее знание» не может быть передано дискурсивным языком (который редуцирует его до уровня рационального знания). Также оно не может быть предметом веры... поскольку в последнем прибежище не обнаруживается иного авторитета, помимо личного, внутреннего опыта».Согласно Ханеграаффу, разум являет себя в научном предприятии; вера  в фундаментальном христианстве. (Он, однако, подчеркивает, что эти категории не являются радикально обособленными: во многих формах христианства высоко ценится разум, тогда как вера в авторитет отнюдь не чуждается науки.) Западная цивилизация на протяжении своего развития  и особенно в недавний период  характеризовалась полярной разнесенностью разума и веры.Гносис ценили гораздо меньше.

Хотя Ханеграафф не анализирует этот факт, причина здесь ясна. Делая упор на прямом духовном опыте, гносис расходится с религией, полученной в результате откровения от Бога: если Бог явится тебе, то он  или тогда уж она или оно  может и не обратить к тебе прямой взор в отличие от Бога, изображенного на своде Сикстинской капеллы. А поскольку гносис выходит за рамки разума, многие сделали заключение, что он «иррационален». Поэтому гносис оказывался во второстепенном положении на протяжении большей части истории Запада (эпоха Ренессанса, как мы видели, предстает здесь как исключение). По словам Хане грааффа, «традиции, основанные на гносисе, можно рассматривать как род традиционной западной контркультуры».