Тайная доктрина Блаватской

Блаватская вспоминала гностиков и в иных целях. Ее «тайная доктрина», выраженная в учении, названном ею теософией, гласит, что соотносительно с человеческой структурой существует семь уровней, из которых физический представляет собой самый нижний ярус. (Эти семь уровней  атман, или самость; буддхи, или высший интеллект; манас, или сознание; кама, или желание;линга шарира, или эфирный двойник; прана, или жизненная сила; и физическое тело.) «Согласно этому удивительному произведению религиозной литературы  настоящему гностическому ископаемому,  писала она,  человеческая сущность представляет собой семеричный луч, исходящий из Единого,  в точности так, кик это преподносит наша школа». Далее она продолжает проводить параллели между учениями гностического текста и теософскими представлениями о семи уровнях.


В 1878—1879 годах Блаватская вместе с Олкоттом путешествовала по Индии, и эта поездка обозначила значительный tдниг в ориентации их взглядов и позиций. «Разоблаченная И зида»  это в основе своей работа о западной эзотерике. П оспе пребывания Блаватской в Индии учение теософии в значительной большей степени стало насыщено восточной мудростью  в первую очередь обозначился «эзотерический буддизм», по словам Блаватской, лежавший в подоснове известных внешних форм буддизма и индуизма. «Тайная доктрина» представляет собой компендиумное изложение этой мудрости.

Соответственно большинство истолкователей творчества Блаватской считало, что в позднейший период своей жизни она проявляла увлеченность восточными эзотерическими учениями  в противовес западным. В своих странных, но весьма увлекательныхлекциях, прочитанных им в 1893 году, британский эзотерик К.Дж. Харрисон даже утверждал, что американские оккультные ложи, опасаясь растущего могущества Блаватской и испытывая подозрительность в отношении ее мотивов, использовали особые магические операции, с тем чтобы определить ее в своего рода «оккультное заточение», которое Харрисон описывал как «своеобразный духовный сон, характеризующийся фантастическими видениями». Когда она отправилась в Индию, тотам нашлись духовные учителя, которые помогли ей высвободиться из духовного плена в обмен, на данное ею обещание содействовать развитию восточных традиций и выведению их на новую мировую орбиту. «Короче говоря,  подытоживает Харрисон,  Блаватская вышла из «тюрьмы» тибетским буддистом и пророчицей новой религии».