Каббалистическая практика

Каббалистическая практика с божественными именованиями может принимать самые различные формы. Некоторые из них медитативные. По одной из методик занимающийся каббалистикой произносит нараспев буквы тетраграмматона поочередно в сочетании с каждой из еврейских гласных: каждая полученная комбинация соответствует одной из сефирот. Другие подходы включают в себя интеллектуальные спекуляции относительно структуры божественных имен  чем пытался заниматься Рейхлин.

Каждая еврейская буква имеет свое собственное мистическое значение. Для Рейхлина буква VJ (шин, обозначающая звук ш) представляла Логос, но, как правило, каббалисты увязывают ее с первоэлементом огня, отчасти из за звука  огонь поеврейски будет «эш»,  отчасти изза того, что форма буквы напоминает пламя. Достоинством подобных практик является высокая насыщенность разного рода реминисценциями, и их можно использовать для доказательства почти любого утверждения. Так или иначе, здесь и речи не идет о доказательствах, имеющих логическую или фактическую основу. В некотором смысле каббала представляет собой противоположность отдельным видам дзэн буддизма, которые используют логические парадоксы (в форме мистических задач, или коанов) для создания ситуации ментального шока, который может привести к озарению.

Напротив, каббала постепенно расширяет сеть мыслительных ассоциаций, так что все становится связанным между собой. Каббалистические учения, такие как «Зогар», часто излагаются особого рода метаязыком, который, по сути, не является ни еврейским, ни арамейским. Это особое наречие, состоящее из цитат из Библии, Мидраша и Талмуда, а также аллюзий на их темы. Это как если бы мы пользовались языком, части речи которого не существительные и глаголы, а отрывки из Писания, обладающие той или иной степенью смысловой полноты. Созерцание букв божественных имен являет собой часть процесса постоянного расширения сети ассоциаций, но надо осознавать, что здесь мы имеем дело с вратами, ведущими к нарастающей осведомленности, а не с набором доказательств в общепринятом смысле.


Если посмотреть на ситуацию в расширительном смысле, то можно обозначить два момента, связанные с деятельностью Пико, Рейхлина и последовавших за ними христианских каб балистов. С одной стороны, они были искренне увлечены идеей найти  или представить, что нашли,  каббалистические свидетельства истины христианства. И все же трудно поверить и то, что светлейшие умы эпохи Ренессанса были охвачены рвением посвятить себя тому, что на выходе едва ли должно Оыло представлять собой нечто большее, нежели новая технология миссионерского маркетинга. Должно было присутствовать в этой работе чтото еще.