Гибель шедевров искусства

Для полноты картины нужно добавить еще, что во время разгрома Константинополя в огне пожаров и от разрушений, произведенных завоевателями, погибли замечательные творения античных художников и скульпторов, сотни лет хранившиеся в Константинополе. Варвары-крестоносцы ничего не смыслили в шедеврах искусства. Они умели ценить только металл. Мрамор, из которого были некогда сооружены архитектурные памятники, а также дерево и кость, служившие материалом для древних скульпторов, с неподражаемым мастерством создававших свои бессмертные произведения,— все это подвергалось полному уничтожению. Так, были сброшены с пьедесталов и превращены в щебень чудесные статуи константинопольского ипподрома, примыкавшего к Большому императорскому дворцу. Так, были разрушены стройные колонны и портики, красовавшиеся на площади Августеон и в иных местах города. Без жалости крестоносцы крушили и художественные изделия из металла — меди, золота, серебра. Такая участь постигла великолепную медную статую богини Юноны, возвышавшуюся па одной из площадей Константинополя. Крестоносцы разнесли ее в куски. Точно так же был разбит ими гигантский Геркулес и многие другие статуи, некогда превратившие столицу Византии в настоящий музей античного искусства.


Чтобы удобнее было определить стоимость художественных изделий из металла, расхищенных крестоносцами, они варварски переливали их в слитки.
Очень немногое уцелело от рук западных пришельцев. Между прочим, по указанию Дандоло в Венецию была вывезена знаменитая скульптура Лисиппа, греческого ваятеля времен Александра Македонского: бронзовая с позолотой четверка лошадей, стоявшая на императорской трибуне ипподрома. Где только не побывали эти злосчастные лисипповы кони! Много веков тому назад они были вывезены из египетской Александрии в Рим императором Октавианом Августом, чтобы украсить Триумфальную арку; затем их переставляли то на арку Нерона, то Траяна, пока, наконец, император Константин не перевез их на ипподром столицы Восточно-Римской империи. Но и на этом странствия творения Лисиппа не кончились: в 1204 году его квадрига была поставлена над главным порталом венецианского собора св. Марка, где находится и до сих пор.

Интересно, что эти бронзовые кони шесть столетий спустя соблазнили честолюбивого Наполеона, который, завладев Венецией, переправил их в Париж: там они украсили Триумфальную арку и были оттуда вновь отправлены в Венецию в 1815 году.
Не только памятники искусства были уничтожены западной солдатчиной. В пепел были превращены богатейшие константинопольские библиотеки. Безграмотные рыцари, не задумываясь, швыряли в бивуачные костры множество рукописей. Огонь навсегда поглотил редкостнейшие книги, которым не было цены. Но что значили для «защитников веры» творения человеческого гения?


Грабежи и насилия крестоносцев в Константинополе продолжались три дня. Но за эти три дня византийская столица была разгромлена до такой степени, что уже никогда не смогла оправиться от последствий нашествия крестоносцев.