Ритуал посвящение в рыцари

Посвящение в рыцари - не то же самое, что принесение оммажа и вассальной клятвы. Посвящение в рыцари - это великое событие в жизни средневекового человека. Это был и символический, и правовой акт. Символический - потому что обозначал прохождение инициации, приобщение к славным рыцарским традициям и представлениям о моральном долге. Не случайно в позднее средневековье стандартным возрастом посвящения в рыцари считался возраст соввершенолетия - 21 год.

Правовой - потому что означал вступление человека в рыцарское сословие и пользование всеми его правами и обязанностями. Начиная от права на вассальные отношения ( т. е. "священное" право собственности) и заканчивая правом на почетное отрубание головы (а не позорного повешения - как для простолюдинов). Именно поэтому посвящение в рыцари в обычных случаях (исключая посвящения для участия в суде присяжных или на поле боя) было долгой церемонией, сопровождающейся для семьи новоиспеченного рыцаря огромными расходами на "парадную форму" и пиршество по случаю посвящения. Само посвящение происходило в канун больших христианских праздников (Пасха, Рождество) и освящалось церковью. Отсюда - ночное бдение рыцаря у алтаря перед утренней церемонией. Церемония посвящения сопровождалась процедурами переодевания в разные одежды (белую, черную и парадную), процедурами вручения сакральных символов принадлежности к рыцарскому сословию - меча, герба, шпор, шлема, копья.

Ключевым моментом посвящения в рыцари была рыцарская клятва на каком-либо кодексе, устанавливающая морально-этические нормы поведения рыцаря. Затем - слова посвящающего (сюзерена, епископа, отца) "Посвящаю ..., сына ..., в рыцари" (это примерные слова). Удар по затылку (в некоторых странах пощечина) носил символический характер. Равно как и и то, что посвящаемый стоял на коленях, а потом (после сакральных слов) посвящающий поднимал его с колен (т. е. делал равным себе) и три раза целовался с ним.