Крестовые походы

     Крестовые походы  представляли собой экспедиции военно-религиозного характера, проводились христианами и вдохновлялись Папой римским. Примерно с конца одиннадцатого столетия нашей эры их собирают, чтобы освободить от мусульман Гроб Господень и святыни христиан в Палестинских землях. Основой для них служили папские буллы и проводились под главенствованием церковной власти, что посылала своего легата, сопроводителя крестоносцев от имени Папы. Современные походам анналы истории сохранили целый ряд звучных названий этих мероприятий: путь «ехреditio»,  «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), путь в Святую Землю iter in Terram Sanctam. Эпитеты звучные и религиозного характера, сразу становится понятной идейная составляющая всего времени. Понятие крестоносцев возникло ещё позднее, в тринадцатом веке, как и сочетание «крестовый поход», что обозначился историками только на заре Новых времен. Подразумевали под крестовыми походами и войны против неверных,  и религиозные войны Франции. Существует понятие и «до крестовый поход»,  «война св. Петра», реконкиста и так далее. Обобщить можно как дело, связанное с религией, её распространением и внедрением в широкие массы.

      Длились они обычно очень долго, возникали в результате длительного эволюционного периода совершенно противоположных и не влияющих друг на друга, но вытекающих в особое средоточие в конечном итоге и совпадающих идей и религиозных практик средневекового бытия. Их можно назвать зеркальным отражением средневековой христианской общественной и социальной жизни. Начинают свою историю крестовые походы с конца 11-ого столетия. Считаются результатом синтеза традиционного паломничества к святым местам и зародившейся тогда же идейной «священной войны».

     В самом представлении человека Христианство подразумевало некоего странника, чужеземца по землям неохваченным ещё общей идеей религии. Оно приобретает особую актуальную ноту в эпоху проведения крестовых походов. Паломничество в святые земли стало символическим «обрядом» обретения небесного Иерусалима, спасением своей души, верующими, совершающими таковой поход. Если вкладывать такой смысл во всё действо, то сам поход и обозначает спасение души, её паломничество и восхождение в высшие сферы. Так трактовали всё католические священные догматы, и им подчинялось большинство жителей средневековой Европы. Под спасением уши понимали именно переход, продвижение в пространстве, крестовое следование – некий вид аскетического служения. Странствие во имя Христа, опасности и враждебность окружения народов дальних стран, лишения/болезни/испытания в дальнем пути следования – такую участь выбирали себе осознанно и добровольно (почти добровольно!) паломники и крестоносцы. Покаянием грехов и искуплением несовершенства человеческой природы трактовали католические вдохновители своих адептов. Атмосфера воодушевления религиозного, создание предпосылки религиозной – вот та основная движущая сила, что на целые года и даже столетия подвигала людей на крестовые походы, что заканчивались всегда по разному и несли большинству участников если не гибель от болезней, голода, ран, то уж испытания на всю оставшуюся жизнь. Опора была на монашество и рыцарство. Поскольку рыцарская вольница нуждалась в обособлении и внедрении нравственного аспекта в свою деятельность, то создание многочисленных Орденов крестоносцев стало подходящим стимулом для этого. Стимул церковной клюнийской реформы в том и состоял, чтобы вчерашних разбойников превратить в «воинов Христа», обратить их неуемную силу против неверных и отучить от грабежа и убийства своих же соплеменников.

     В контексте общего понятия Крестовых походов эпохи Средневековья можно сделать вывод, что они стали ключевыми звеньями эволюционного развития западного христианского цивилизационного становления и культурного развития. Впервые между разрозненными народами и племенами возникает подобие единства в этих походах, воспарив над партикулярным этническим обособлением. Ведь освобождение Иерусалима и святынь христианских становится общим стимулом для всех народностей. Нынешнее представление о едином культурном и территориальном обосновании Западной Европы без учёта исторического значения крестовых походов практически не возможно.
 

Бонифаций Монферратский
Маркиз Бонифаций Монферратский (1153-1207) был младшим братом Конрада Монферратского - одного из главных действующих лиц Третьего Крестового похода. Бонифа...
Алексей V Дука
АлексейV Дука ( 1150-1205) - византийский аристократ, воспользовавшийся возникшим в результате Четвертого Крестового похода хаосом, чтобы захватить...
Дамаск между Первым и Вторым крестовыми походами
В мусульманском мире постоянно боролись и соперничали суннитские и шиитские течения, а также секта исмаилитов. В самом начале XII века, когда арабской Сирии угрожали и турки-мусуль...
Король Людовик и тамплиеры
Турки воспользовались представившимся случаем, чтобы атаковать противника: одна часть мусульман взяла под контроль гребень перевала, в то время как другая напала на обоз, который, ...
Крестоносцы в Дамаске
Крестоносцы достигли предместий Дамаска, и в первые дни боев удача сопутствовала осаждающим.Конрад III отплыл из Константинополя в Святую землю в середине марта 1148 года, византий...
Крестьянские ополчения отправляются в путь
С середины марта 1096 года дороги Северо-Восточной Франции, а затем и прирейнских областей Германии заполнили тысячные толпы первых крестоносцев-бедняков. Они двинулись в путь из р...
Мануил Комнин
Мануил Комин (1118-1180) был выдающимся государс...
Начало Второго крестового похода
События на Ближнем Востоке привели к началу Второго крестового похода, на который большое влияние оказала напряженная ситуация в Западной Европе.Непосредственной причиной организац...
Непрочный мир между крестоносцами и Византией
После успешного штурма оборонительных сооружений города между крестоносцами и Византией установился непрочный мир. 24 мая 1203 года флот отбыл из Корфу и направился в Эгейское море...
Оружие и доспехи крестоносцев
Византийская армия была боеспособной, но все же отставала от армий Европы с точки зрения военных технологий. Всего за четверть века до Четвертого Крестового...
Официальная история Четвертого Крестового похода
Добравшись до портового города Венеции, руководители Четвертого Крестового похода столкнулись с катастрофической нехваткой денежных средств. Официальная история Че...
Папа Римский Иннокентий III
На Второй крестовый поход сильно повлияли события в Западной - латинской католической - Европе. «Законный» папа Римский Иннокентий III...
Переправа крестоносцев через Босфор
Переправившиеся через Босфор французы предоставили разбитой немецкой армии деньги и продовольствие, после чего немцы согласились соединиться с французами и савоярами в Лопадионе (У...
Письмо руководителям Крестового похода
В то время как возглавляемая венецианцами армия разоряла Константинополь, другая часть войска крестоносцев пыталась исполнить данные обеты и защитить Святую землю. Второй ш...
Понятие «крестовый поход»
Понятие «крестовый поход» не ограничивается, как принято считать, нашим представлением о завоевании Святой земли  Иерусалима и Палестины. В действительности термин...
Последствия завоевания крестоносцами Константинополя
Последствием завоевания крестоносцами Константинополя стал полнейший хаос. К утру 13 апреля византийская аристократия и простые горожане либо бежали, либо прекратили всякое сопроти...
Французские крестоносцы
Преодолев Балканы, французы вели себя более дисциплинированно, чем немцы, и случаев грабежей было немного. Однако ситуация вновь обострилась, когда эта вторая крестоносная армия пр...
Четвертый Крестовый поход
Во время Четвертого Крестового похода как никогда стало очевидно, что Крестовые походы не были исключительно Святой битвой «христианства с ис...
Энрико Дандоло Дож Венеции
Энрико Дандоло Дож  Венеции  ( 1107-1205) являлся ключевой фигурой в венецианской политике на протяжении более 30 лет, предшество...