В XVIII веке в Америке появились и свободнорожденные негры


Из Ливерпуля и Бостона регулярно отправлялись транспорты с «черным деревом», снабжавшие американские колонии бесплатной рабочей силой. Однако у чернокожих рабов был шанс обрести свободу по воле своего хозяина; более того, к концу XVIII века в Америке появились и свободнорожденные негры.

Во время обсуждения проекта Декларации независимости, длившегося три дня, в текст были внесены изменения, в частности, был изъят раздел, осуждавший рабство и работорговлю. Это особенно возмутило Джефферсона, который был противником рабства, хотя сам использовал рабский труд на своих плантациях. Раздел вычеркнули в угоду' Южной Каролине и Джорджии, которые никогда и не пытались ограничить ввоз рабов, а, напротив, намеревались продолжать работорговлю.

С началом Войны за независимость торговля чернокожими рабами набрала обороты. Только из Нанта отправлялось 1700 экспедиций в год; Ла-Рошель, Гавр и Бордо безуспешно пытались угнаться за ним, снаряжая ежегодно как минимум по 500 экспедиций.В то же время подполковник виргинского ополчения Джордж Кларк предпринял военный поход за Аллеганские горы с целью присоединить к только что созданным Соединенным Штатам индейские земли до самой Миссисипи, тогда еще не заселенные колонистами. Индейцев не считали за людей и всеми силами стремились выжить их с исконных земель. Как и чернокожие рабы, они не получили гражданства Соединенных Штатов. Сенатор Бентон писал, что захват земли у индейцев находится в полном соответствии с намерениями Создателя, так как индейцы — это «низшая раса». Хотя в 1786 году Джефферсон заявил, что ни одна пядь земли не должна быть когда-либо отнята у индейцев без их согласия, однако и в период его президентства захваты земель коренного населения продолжались.

Американская Конституция 1787 года не отменила рабства, но предоставила южным рабовладельческим штатам дополнительное количество голосов, при исчислении норм представительства прибавив к свободным жителям 3/; количества рабов в этих штатах. Разумеется, сами рабы право голоса не получили; увеличение же числа голосов от южных штатов, по сути дела, означало усиление влияния плантаторов-рабовладельцев на государственные дела.В том же году в Лондоне было основано Общество за отмену работорговли, а годом позже его филиал появился в Париже, но лишь после того, как на Сан-Доминго вспыхнуло восстание рабов. (Между прочим, подавлял это восстание генеральный наместник  виконт Донатьен де Рошамбо (1755—1813), сын борца за независимость США, за десять лет до того вступивший в масонскую ложу Святого Иоанна Шотландского общественного договора.) Основателем французского Общества друзей негров (1788) стал журналист и политик Жак Пьер Бриссо (1754—1793), масон из ложи Верности на востоке Шартра.

Пламенный проповедник новых идей, он побывал в Англии, где был представлен вышеупомянутому обществу, в Голландии и США, где интересовался негритянской проблемой. Протокол первого заседания Общества друзей негров подписали также швейцарский банкир Этьен Клавьер, демократ по своим убеждениям, и Мирабо; в дальнейшем в работе общества принимали деятельное участие Лафайет, Ла-сепед, Лавуазье, Сийес... В 1794 году Конвент отменил рабство по предложению аббата Грегуара, члена парижской масонской ложи Гармонии.Как это обычно бывало во Франции, отмена рабства ознаменовалась рассылкой поздравительных обращений, гражданскими праздниками, продолжавшимися несколько месяцев, вплоть до термидорианского переворота, а также арестом белых колонистов, возражавших против декрета Конвента.