Статую собирали в мастерской Бартольди


При ложе Эльзаса-Лотарингии был создан Франкоамериканский комитет, установивший связи с американскими масонами и занимавшийся продвижением проекта установки статуи в США.Рекламную кампанию провели с размахом. На торжественный банкет прибыл сам президент Франции Мак-Магон, там были композитор Жак Оффенбах, писатель Александр Дюма, послы Швейцарии и США Затем состоялась презентация во Дворце промышленности и в Версале, где тогда заседал парламент.


В парижской Опере устроили музыкальный вечер, все сборы от которого пошли на сооружение статуи. Во второй части концерта была исполнена оратория Шарля 1уно «Свобода, озаряющая мир»; композитор сам стоял у дирижерского пульта.К концу 1875 года удалось собрать всего 200 тысяч франков. Бартольди снова отправился в Америку. На корабле он рисовал акварельйые шаржи на пассажиров и тут же продавал их с аукциона. В Филадельфии проходила Всемирная выставка. Во французском павильоне можно было увидеть руку будущей статуи, держащую факел: указательный палец был ростом со взрослого мужчину, а по краю факела свободно размещались 12 человек.

Тем временем с острова Бедло вывели форт. Но на строительство пьедестала требовалось два миллиона долларов. Стало ясно, что к столетию монумент открыть уже не успеют. Бартольди вернулся во Францию.Власти Бельфора отказывались принимать уже готовый памятник, на сооружение которого ушло восемь лет. Автора запоздало обвиняли в плагиате, указывая на сходство его льва с творением Бертеля Торвальдсена в швейцарском Люцерне. Бартольди устроил факельное шествие через весь город, отказался от вознаграждения за труды, но потребовал раздать медаль с изображением льва ветеранам осады. Власти отказались. И всё же в 1880 году скульптура высотой 11 метров и длиной 22 метра была открыта. В том же году Бартольди был произведен из масонов-учеников сразу в подмастерья и мастера. Работая над бюстами, портретами, памятниками Дидро, Руже де Лилю, он не забросил свою статую Свободы.

Гигантский монумент (92 метра в высоту) невозможно было отлить в бронзе. Инженер Гюстав Эйфель (по некоторым данным, тоже член масонского братства) предложил сделать металлический каркас, а на нем укрепить статую, собранную из спаянных медных листов. Под наблюдением Бартольди из гипса изготавливали отдельные части скульптуры, обшивали деревом, затем на дерево накладывали медные листы. Статую собирали в мастерской Бартольди на улице Шазель, неподалеку Эйфель строил каркас. Парижане приходили посмотреть на рождение чуда, хотя за «погляд» с них брали деньги. В конце ноября 1884 года там появился 82-лет-ний Виктор Гюго, которому оставалось жить несколько месяцев. Он хотел подняться на самый верх статуи  на десять этажей, но его не пустили. Бартольди, боготворивший Гюго, велел в честь этого посещения сделать на одном из медных листов памятную надпись, назвав в ней писателя «апостолом Мира, Свободы и Прогресса».