Символ социального равенства


Символом социального равенства  основы естественного права  у «вольных каменщиков» служит уровень. Он изображается в виде прямоугольного треугольника, к вершине которого прикреплен отвес  шнурок со свинцовым наконечником. Уровень и отвес были, как мы помним, атрибутами первого и второго надзирателей, посвященных как минимум в степень мастера. Действительно, осознать, что «все люди братья суть», и придерживаться этого правила было нелегко, для этого требовалось пройти определенный путь нравственного совершенствования. «Узревшие свет» часто не были способны в одночасье перековаться, забыть обо всем, что внушалось им с детства, отринуть сословные предрассудки. К тому же в обществе XVTII века сословное деление было выражено очень четко.

Во Франции распоряжаются маркизы, и любой из них, прибыв в Париж из глубокой провинции с шальными деньгами и титулом маркиза Ака или Иля, может говорить о себе: “Человек, подобный мне, человек моего положения”,  и гордо презирать негоцианта; сам негоциант так часто слышит презрительные отзывы о своей профессии, что имеет глупость за нее краснеть».Французские провинциальные аристократы украшали своим гербом навершия дверей, каминные доски, столовое серебро, тарелки, дверцы карет или портшезов.

«Оставь твои достоинства и знаки любочестия за дверями,  призывали масонские уставы,  какое бы ни было твое светское звание, уступи в ложах наших добродетельнейшему и просвещеннейшему». Но это были лишь красивые слова. Великий мастер Дервентуотер, находясь в изгнании, принимал в возглавляемое им общество любого порядочного человека, даже если тот не носил шпагу. Эти «нововведения» многие осуждали. Лорд Честерфилд в письме сыну от 12 октября 1748 года говорит о Good company (масонском братстве) как о счастливом и взаимодополняющем союзе двух основных социальных ценностей: родовитости и ума. «Уважение, питаемое народом Англии к талантам, столь велико, что человек заслуженный всегда завоевывает себе там положение»,  подтверждает Вольтер.