Развитие транспорта в XVIII веке

В XVIII веке мир перестал казаться таким уж огромным. Развитию транспорта и сопутствующей инфраструктуры был придан первоначальный импульс, в следующем столетии переросший в мощный толчок. Даже межконтинентальные переезды (из Европы в Америку) сделались обычным делом; правда, поездка в Индию морским путем (вокруг Африки) занимала целый год. Но если между Старым и Новым Светом сновали только военные, купцы, деловые люди, изредка ученые и искатели приключений или лучшей жизни, то облака пыли на дорогах Европы поднимали все, кому не лень. Разъезжать приходилось по делам службы или торговли, для развлечения, пополнения знаний или поправки здоровья. И, разумеется, среди путешественников встречалось множество авантюристов.

Сами дороги оставляли желать лучшего. «Из Франкфурта ехал я по немецким княжествам: что ни шаг, то государство, делится путевыми впечатлениями Д И. Фонвизин в «Письмах из Франции». — Я видел Ганау, Майнц, Фульду, Саксен-Готу, Эйзенах и несколько княжеств мелких принцев. Дороги часто находил немощеные, но везде платил дорого за мостовую; и когда, по вытащении меня из грязи, требовали с меня денег за мостовую, то я осмеливался спрашивать: где она? На сие отвечали мне, что его светлость владеющий государь намерен приказать мостить впредь, а теперь собирать деньги».

Англичанин Артур Янг, побывавший во Франции во времена Людовика XV, рассказывает, что его экипаж разломился надвое и путешественник остался на дороге вместе с задними колесами, тогда как кучер умчался, погоняя лошадей, на передних. Впрочем, в правление этого монарха дороги были приведены в приличное состояние: крестьян обязывали отработать определенное количество времени на их строительстве, и образцовые для того времени (хотя и не идеальные) французские «магистрали» считались главным детищем и заслугой Людовика Возлюбленного. Особенно они выигрывали в сравнении с грязными и узкими улицами французских городов. Все дороги вели в Париж. Почтовые станции, где можно было и переночевать, и пообедать, отстояли друг от друга на два лье (восемь километров). В день удавалось покрыть расстояние в 30 километров, а то и меньше. Только в окрестностях Парижа дороги содержались лучше, там можно было проделать и 75, и даже 80 километров в день.