Путешествия в дилижансах


Менее зажиточная публика путешествовала в дилижансах, вмещавших шесть восемь пассажиров. Были и монументальные экипажи, рассчитанные на дюжину путешественников. Впереди располагались три, как бы сейчас сказали, «вип-места», с которых можно было видеть дорогу и лошадей; в центре, напротив друг друга две банкетки, каждая на три места, сзади  «ротонда» на два места, куда попадали с тыла; наконец, самые дешевые места были на «империале», то есть на крыше, под открытым небом и без защиты от дождя и ветра.



Когда дорога шла на подъем, пассажиров высаживали, чтобы «кобылам было легче». В самых трудных случаях путешественникам  разумеется, за исключением привилегированных даже приходилось толкать экипаж У дилижансов, которые исправно обеспечивали транспортные перевозки до появления железной дороги, был один крупный недостаток  неустойчивость. Багаж складывали на крышу, и очень часто на дорогах с колдобинами и ухабами центр тяжести смещался, экипаж утрачивал равновесие и с грохотом валился набок В горах подобные происшествия могли окончиться трагически.Еще одну опасность представляли собой бандитские налеты. Впрочем, если пассажиры не сопротивлялись и без лишних уговоров отдавали ценности, всадники в масках вели себя по-джентльменски и даже предлагали дамам руку, помогая выйти из экипажа. Собрав «дань», они скрывались в облаке пыли, предварительно перерезав все подпруги, чтобы исключить возможность погони.

В поселки в окрестностях Парижа можно было добраться на «кукушке»  одноконном двухколесном экипаже, изначально выкрашенном в желтый цвет. Внутри, за дверцами с окошками, находились две банкетки.Пассажиров, вынужденных сидеть рядом с кучером, называли «зайцами», забиравшихся на «империал»  «обезьянами» (но ездить на крыше было запрещено, и «обезьяны» должны были спускаться перед заставами), за прикрепленную сзади поклажу цеплялись «пауки». «Кукушки» получили также прозвание «ночных горшков» из-за царившего в них запаха. Как наши современные маршрутки, они отправлялись в путь, только когда все места внутри были заполнены, поэтому кучеру стоило больших трудов залучить к себе самого первого  и самого терпеливого  пассажира.

Такие экипажи циркулировали между Парижем и Версалем, набитые под завязку: в XVIII веке «съездить в гости к королю» было любимым развлечением парижан. В версальский парк пускали всех, на входе мещанам выдавали шпаги. (Желающие могли даже поприсутствовать при трапезе королевской семьи. Княгиня Е. Р. Дашкова, совершавшая европейское турне ради завершения образования своего сына, тоже наблюдала это зрелище и была поражена тем, что одна из принцесс пила бульон из тарелки через край, обходясь без ложки.)