Почтовые кареты


В середине века почтовую карету нанимали за 50 су за перегон, платя дополнительно по 25 су за лошадь, запряженную в карету, и по 20 су за верховую. Поскольку на равнине требовалось запрягать не менее двух лошадей, а в гористой местности  трех, то всего за восемь километров пути приходилось выкладывать 100—120 су, то есть 5—6 ливров (в пересчете на современные деньги примерно 2,5—3 евро). Те, кто очень спешил, имели право воспользоваться королевскими почтовыми каретами, но по эдикту 1704 года за такие услуги тариф был двойным.

Почтовые кареты тянула четверка лошадей. Чтобы отправиться, например, из Парижа в Англию, на пути из столицы до портового Кале лежали 49 почтовых станций, на каждой из которых нужно было менять лошадей. В целом такое путешествие обошлось бы в 980 ливров  по 20 ливров на каждой станции. На эти деньги можно было бы купить сотню жареных кур.
В Провансе на королевских дорогах взимали двойную пошлину. По приказу короля лошадей могли давать бесплатно, и тогда почтовые смотрители компенсировали себе убытки, заставляя остальных проезжающих платить втридорога.

Самые богатые путешественники разъезжали в собственных каретах, а на почтовых станциях только меняли лошадей. Диаметр задних колес достигал человеческого роста: только такие экипажи имели шансы не застрять в грязи. В кареты поднимались по лесенкам в три-четыре ступени. В каждой карете могло поместиться максимум восемь человек; путешествовать, сидя на мягких кожаных подушках, было довольно комфортно. Однако чтобы тащить такого мастодонта, требовалось не менее четырех, а чаще шести, крепких лошадей. А езда по мостовой была настоящим испытанием. В карету с собой брали все необходимые вещи, от кастрюль до ночных горшков, поэтому тащились они крайне медленно. Рекорд медлительности  11 километров в час  поставил Людовик XVI, бежавший из Парижа 21 июня 1791 года. Неудивительно, что уехать далеко ему не удалось.