Новая символика масонов



Старые ритуалы оперативного масонства, включавшие в себя прием в цех каменщиков без передачи пароля, и ритуал вступления в ложу «вольных каменщиков» с сообщением тайных слов и рукопожатием исчезли. На их основе сложился ритуал нового образца, принятый Великой ложей Лондона. (Йоркская ложа придерживалась обрядов старого образца.) Но он стал лишь творческим развитием и переосмыслением уже существовавших, вобрав в себя, например, элементы древнегреческих элевсинских мистерий в честь богинь плодородия Деметры и Персефоны.


Первое известное описание масонского ритуала содержится в рукописи «Эдинбургские архивы» 1696 года. На вопрос, «где находилась первая ложа», следовало отвечать: «В портике Храма Соломона». Сэр Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира, чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира и верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и соотношении между различными его частями и что их можно расшифровать, изучая пропорции Храма. Ньютон посвятил этим вычислениям все последние годы своей жизни. В новой масонской интерпретации Иерусалимский храм, соединявший в себе красоту и мудрость, богатство и духовность, получил символическое значение и стал «внутренним храмом человеческой души». Целью масонства было построение нематериального храма будущего человечества, интеллектуально просвещенного и обретшего высшую мудрость. Соответственным образом была переосмыслена и библейская легенда о его строительстве Хирам-Авия, руководивший постройкой Храма Соломона, разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства: ученик, подмастерье и мастер. Поскольку рабочие и мастера были неграмотными, каждой категории строителей сообщались свои тайное слово и тайный знак для получения положенной платы за труд.

По легенде, мастера убили три дурных подмастерья, которым он отказался открыть тайное слово и тайные жесты, чтобы те не могли получить не положенное им вознаграждение. (Возможно, в этом эпизоде нашли выражение древние традиции ритуального жертвоприношения перед закладкой или освящением нового храма.) В новой символике масонов мастер Хирам стал символизировать собой Справедливость, Гений и Искусство, а три дурных подмастерья — пороки: Невежество, Фанатизм и Честолюбие. Убив Хирама, подмастерья вынесли его из города и похоронили в отдаленном месте, воткнув в холмик на его могиле веточку акации. Мастера, отправленные на поиски пропавшего Хирама, нашли его с третьей попытки, увидев холмик с веточкой акации и лежащие рядом циркуль и угольник .Акация была священным деревом у египтян, ее почитали древние арабы. Это растение обладает уникальными качествами: его кора отпугивает насекомых, а листья, ночью склоняющиеся книзу, поднимаются при появлении солнца. Ковчег Завета был сделан из ствола акации и покрыт золотом и бронзой. Акация стала одним из важнейших символов масонства: ее непортящаяся древесина символизировала чистоту масонского ордена, ее кора отгоняла насекомых так же, как масонство отталкивает пороки. Ветвь акации, зеленеющая на могиле Хирама, символизирует пламенное стремление мастера к истине и справедливости посреди развращенных людей, предающих и ту и другую.

Циркуль, инструмент для измерения, символизировал ум, возможности познания и ограничивающие его рамки. Вычерчивая круги, циркуль создает образ мысли, которая распространяется всё шире и шире. Угольник, соединяющий горизонталь и вертикаль, примиряет противоположности. Это символ масонского знания, необходимый инструмент для превращения «грубого» камня в обтесанный — кубической формы. Циркуль был связан с небом и духом, а угольник — с четырьмя элементами материи. Мастер находился между угольником и циркулем, то есть между небом и землей. При посвящении в ученики циркуль лежал на подносе перед венераблем (главой масонской ложи) под угольником. Произнося клятву, которая связывала его с братством, кандидат держал циркуль в левой руке, острием к сердцу. Это означало, что он еще не умеет пользоваться циркулем, а чувства превалируют над разумом. При посвящении в подмастерья циркуль уже пересекался с угольником и посвящаемый открывал для себя Красоту  вторую опору масонства. Красота есть гармония, и помимо познаний в геометрии необходимо уметь примирять крайности, опираться на твердую почву.

У мастера циркуль расположен поверх угольника и раскрыт на 45 градусов  идеальную величину, чтобы твердой рукой вычерчивать совершенные фигуры. Возвращение мастеров, обнаруживших тело Хирама, к царю Соломону символизировало духовное возрождение Зодчего в душе каждого нового мастера. Теперь мастера тоже стали называть себя «сыновьями вдовы», каковым был Хирам-Авия. Во время масонской церемонии посвящения в степень мастера кандидата клали в гроб и накрывали черной материей. Только добровольная смерть позволяет профану возродиться в высшей жизни посвящения; точно так же будущий мастер должен умереть во второй раз, чтобы обрести преимущества бессмертных мастеров.

Со временем масонские ритуалы еще не раз претерпевали изменения, плодя множество различных обрядов. Так, в 1731 году во Франции была опубликована книга «Сет» аббата Жана Террасона, и западные цивилизации заново открыли для себя Древний Египет. В результате в некоторых масонских ритуалах символическое зарождение масонства перенесли из времен строительства Храма Соломона в эпоху пирамид. Сет же якобы возвел два высоких столпа — один из камня, другой из кирпича, — начертав на них вольные науки. Другие приписывали это ветхозаветному патриарху Еноху, который не умер, а живым вознесся на небо...