Масонские утопии

Говоря о литературе XVIII века, нельзя обойти вниманием политические и сатирические памфлеты, среди авторов которых наиболее ярким стал Джонатан Свифт. Хотя нет четких указаний на его членство в братстве, он, несомненно, был хорошо знаком с принципами и учением «вольных каменщиков». Многомерность масонских символов и легенд в какой-то мере повлияла на его  и не только  творчество: эзопов язык охотно использовался «философами», делавшими своими героями персов, турок, «Микромегасов», чтобы вернее изобразить пороки родины, бросающиеся в глаза «иноземцу».

Свифт же поступил иначе  отправил соотечественника в чужие края, где, однако, в утрированной форме царили те же порядки. Говорят, что он написал «Путешествия 1улливера» после того, как прочел «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо и возмутился бессодержательностью этого (между прочим, чрезвычайно популярного) романа. Его же книга вышла в свет в 1726 году, а уже четыре года спустя появился «Новый Гулливер» Пьера Дефонтэна.Правда, описание воображаемой страны  далеко не новый сатирический прием, идея принадлежит греческому софисту Лукиану (120—190). Однако именно в эпоху Просвещения этот прием получил наибольшее распространение. В 1787—1789 годах во Франции издали серию «Воображаемых путешествий» (Voyages imaginaires) в тридцати шести томах, куда вошли сочинения Лукиана, Дени Вераса, Свифта, Людвига Хольбер-га, Бернара Фонтенеля, «Метаморфозы» Апулея, «Влюбленный дьявол» Жака Казота и многие другие.

К политическим романам близко примыкают масонские утопии. Около 1784 года было написано «Путешествие в землю Офирскую г-на С... швецкаго дворянина»  сочинение князя М. М. Щербатова, представившего свое видение идеального государства. О членстве автора в братстве «вольных каменщиков» красноречиво говорит уже название книги: в Офире находились легендарные копи царя Соломона; морское путешествие в эти земли предпринял вместе с самим Соломоном его близкий друг и соратник Хирам, царь Тира. У Щербатова не случайно туда отправляется «шведский дворянин» — это был намек на принадлежность автора к шведской системе.