Конвент утвердил календарь республиканских праздников

Декретом от 18 флореаля второго года Республики (7 мая 1794 года) Конвент утвердил календарь республиканских праздников, подменявших собой церковные (Дружбы, Братства, Рода человеческого, Детства, Юности, Счастья), и учредил культ Высшего существа. Посвященный ему праздник приходился на 20 прериаля.


В самое первое празднование разряженная толпа прошла от сада Тюильри до Марсова поля, распевая гимн в честь Высшего существа, написанный революционным поэтом Теодором Дезоргом. Впереди всех во главе депутатов Конвента выступал Робеспьер. По такому случаю он надел небесно-голубой сюртук и подпоясался трехцветным шарфом. В руке он держал букетик из цветов и колосьев. Перед статуей Мудрости Робеспьер поджег манекены, символизировавшие собой Атеизм, Амбиции, Эгоизм и ложную Простоту. Однако на протяжении всей церемонии депутаты Конвента переговаривались, перебрасывались шутками, отказываясь идти стройным шагом.

В 1793—1794 годах проявления этого культа выразились в виде карнавальных шествий, иконоборческих церемоний, воздания почестей мученикам и т. д. Культ Разума начал развиваться и в провинции, в частности в Лионе. Однако, несмотря на глубокое впечатление, произведенное праздником на простой народ, культ Высшего существа так и не сплотил революционеров морально, более того, вскоре после учреждения он вызвал политический кризис в революционном правительстве. Шометта приговорили к гильотине за «заговор против республики» и «стремление уничтожить всякую мораль, стереть всякое представление о божественном и основать Французское государство на атеизме».

Потрясание основ утомило; людям хотелось, наконец, стабильности, у многих уже началась ностальгия по «старым добрым временам». Когда Томас Пейн (тот самый, чьи зажигательные памфлеты пробуждали воинственный дух в солдатах Вашингтона) попытался дать философское обоснование деизма в трактате «Век разума» (1794—1796), монархически настроенные сторонники англиканства и кальвинизма в Америке объявили этот труд «библией атеизма» и богохульством. Томас Джефферсон в предисловии к брошюре Пейна «Права человека» (1790) заявил, что его принципы совпадают со взглядами автора, после чего стрелы критики, выпущенные в Пейна, полетели и в него самого. По большому счету людям всегда было всё равно, какому богу молиться, лишь бы это помогло им в достижении земных целей.